Основы охраны труда в Российской Федерации

Государственное регулирование в сфере охраны труда

Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля

  1. Федеральный закон от 30 октября 1994 г. №51-ФЗ Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Трудовой кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями и дополнениями).
  5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №324. Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости.
  6. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №322. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  7. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №401. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2014 г. N 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».

В cт. 210 Трудового кодекса РФ указаны  основные направления государственной политики в области охраны труда, в том числе:

  • государственное управление охраной труда и государственный контроль и надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Государственное управление охраной труда заключается    в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Министерством труда и социальной защиты РФ), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в сфере трудового права

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Федерации осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прокуратура Российской Федерации не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования (Федеральный закон №168-ФЗ от 17 ноября 1995 г.).

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда (Роструд) (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №324).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №322).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (постановление правительства РФ от 30 июля 2004 г. №401).

При исполнении обязанностей по надзору работники специального органа, ведающего вопросами надзора, являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется:

  • федеральными органами исполнительной власти,
  • органами исполнительной власти субъектов РФ,
  • органами местного самоуправления.

Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда (Роструд) – единая централизованная система, состоящая (ст. 354 ТК РФ):

  • из Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • его территориальных органов (Государственных инспекций труда).

Свою деятельность Федеральная инспекция труда осуществляет во взаимодействии (ст. 365 ТК РФ):

  • с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности;
  • иными федеральными органами исполнительной власти;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • органами местного самоуправления;
  • органами прокуратуры;
  • профессиональными союзами (их объединениями);
  • объединениями работодателей;
  • другими организациями.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации (ст. 354 ТК РФ).

Основные задачи и полномочия Федеральной инспекции труда

Основными задачами федеральной инспекции труда являются (ст. 355 ТК РФ):

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • доведения до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Полномочия Федеральная инспекция труда осуществляет посредством:

  • проверок, обследований;
  • выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
  • составления протокола об административных правонарушениях в пределах полномочий;
  • подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право (ст. 357 ТК РФ):

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, в порядке, установленном федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения выдает работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Ответственность за невыполнения предписания инспектора и за нарушение трудового законодательства

Административная ответственность за невыполнение предписания государственного инспектора труда и за нарушение трудового законодательства:

За невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства(ст. 19.5 КоАП), — влечет наложение административного штрафа на:

граждан от 300 до 500 руб.
должностных лиц от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

или

дисквалификацию на срок до трех лет

юридических лиц от 10 тыс. до 20 тыс.руб.

За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч.1 ст.5.27 КоАП) , — влечет:

на должностных лиц предупреждение или наложение административного штрафа от 1000 до 5000 руб.
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица наложение штрафа от 1000 до 5000 руб.

 

на юридических лиц наложение штрафа от 30000 до 50000 руб.

За совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутымадминистративному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 4 ст. 5.27 КоАП), — влечет наложение административного штрафа на:

на должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 5 тыс. до 10 тыс. рублей

 

на юридических лиц от 50 тыс. до 100 тыс. рублей

Федеральный государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах

Федеральный государственный энергетический надзор и надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности

Административное приостановление деятельности

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности (ст. 3.12. КоАП РФ):

  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
  • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
  • осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля

Проверка – совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Общие требования к порядку проведения проверок

Сроки проведения проверок

Срок проведения проверок не может превышать двадцати рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки:

  • для малого предприятия не может превышать 50 часов в год;
  • для микропредприятия (с численностью не более 15 человек) – 15 часов в год.

В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на двадцать рабочих дней:

  • в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов;
  • в отношении микропредприятий не более чем на 15 часов.

Основания проверок

Проверки проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Документирование проверок

Должностные лица органа контроля по результатам проверки составляют акт по установленной форме в 2 экземплярах. К актам прилагаются все материалы проверок.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Плановые и внеплановые проверки могут быть проведены в форме документарной и в форме выездной проверки

Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности

Одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Уведомительный порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности действует в сферах:

  • торговли;
  • бытовых услуг;
  • производства потребительских товаров.

В соответствии с Законом юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Уведомление направляется после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

  • проверять выполнение требований, не относящихся к их компетенции;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения экспертизы без оформления протоколов об отборе указанных образцов (проб);
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну, полученную в результате проведения мероприятий по контролю;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения;
  • получать от должностных лиц органа контроля информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов госконтроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов госконтроля в административном и (или) судебном порядке.

НЕДОПУСТИМО взимание органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов госконтроля на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

  • Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа надзора подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.
  • Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностного лиц органа надзора, муниципального контроля возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  • Юридические лица, индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять защиту своих прав: обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки; обращаться в суд с иском защиты нарушенных прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 

Государственная экспертиза условий труда — это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч. 11 ст. 209 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы). Ее проводят следующие органы госэкспертизы (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения госэкспертизы):

— федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);

— органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Срок проведения экспертизы — не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Он может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления установлены в абз. 2 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

  1. в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
  2. запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
  3. проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

  • составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
  • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы.

Это даст ему возможность, в частности:

1) сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций;

2) исключить риск привлечения к административной ответственности.

В каких случаях, помимо обращения работодателя, проводится госэкспертиза условий труда

Случай 1. Фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным требованиям.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки фактических условий труда предусмотрена в ст. 213 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

В этом случае с заявлением о проведении экспертизы вправе обратиться в том числе следующие лица:

— органы исполнительной власти.

Роструд в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, например органами госсанэпиднадзора (ст. ст. 365, 368 ТК РФ). В рамках взаимодействия такие органы вправе обратиться за проведением государственной экспертизы, если имеют основания полагать, что фактические условия труда работников не соответствуют нормативным требованиям;

— работники;

— профессиональные союзы.

Это установлено в пп. «а» п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 2. Правильность применения дополнительных тарифов не является бесспорной.

Плательщики взносов определяют размеры дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов спецоценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах). Если при проверке правильности применения дополнительных тарифов результаты специальной оценки вызывают у органа ФСС РФ и иных страховщиков обоснованные сомнения, они вправе обратиться за проведением экспертизы. Такой вывод следует из пп. «а» п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 3. Работодатель нарушает права работников, связанные с гарантиями и компенсациями.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена в ст. 213 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например:

— сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными (ст. 92 ТК РФ);

— повысить размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);

— предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда признаны вредными (2, 3, 4 степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

Если работник не удовлетворен уровнем гарантий и компенсаций или считает, что специальная оценка была проведена недостаточно объективно, он может обратиться за проведением госэкспертизы (пп. а п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы). В этом случае она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п. 4 Порядка проведения государственной экспертизы).

Инициировать проведение экспертизы может не только сам работник, но и, например, трудовая инспекция в связи с осуществлением контрольных мероприятий, профсоюз.

Проведение государственной экспертизы условий труда по инициативе работодателя может быть как платным, так и бесплатным. Это зависит от цели ее проведения.

В некоторых случаях сама экспертиза осуществляется бесплатно, однако все необходимые исследования (испытания) и измерения в отношении вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса работодатель оплачивает.

Результатом госэкспертизы является заключение с выводом о качестве проведения спецоценки, о правильности предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций работникам либо о соответствии условий труда работников нормативам (п. 34 Порядка проведения госэкспертизы).

Заключение утверждается руководителем государственной экспертизы и не позднее трех рабочих дней с момента утверждения выдается или направляется непосредственно заявителю (его полномочному представителю) либо в соответствующий судебный орган или ГИТ (п. п. 37, 39 Порядка проведения госэкспертизы).

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (ст. 1 ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999).

Обязательное социальное страхование (ОСС) – общее название масштабной системы, состоящей из ряда подсистем с ответственностью, разделённой между несколькими государственными органами. По типу обязательное страхование можно разделить на шесть условных частей по страхуемому поводу:

  • временная нетрудоспособность (кратковременная или долгосрочная болезнь);
  • несчастные случаи на производстве/профессиональных заболеваниях;
  • материнство;
  • смерть застрахованного гражданина/несовершеннолетнего члена его семьи;

ОС пенсионного типа; ОС медицинского типа.
Орган, осуществляющий ОСС, не один – их три:

Фонд социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации.

Эти органы имеют независимые источники финансов, формируемые посредством внесения страхователями страховых взносов. Но перечисленные органы (так как ОСС гарантируется государством) имеют государственную поддержку. При недостатке средств на собственных счетах фондов, покрытие происходит за счёт федерального бюджета Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;

7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

8) обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

 

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в лице правовых и технических инспекций труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, в том числе законодательства но охране труда.

Профсоюзным представителем (доверенным лицом) может быть профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. Такое определение закреплено в ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Контроль за охраной труда силами уполномоченных лиц осуществляется непрерывно. Это качество выгодно отличает данный вид контроля от всех других его форм. Чем больше работников будет привлечено к общественному контролю, тем выше будет его эффективность.

Профсоюзы обеспечивают выборы уполномоченных в организации и в ее структурных подразделениях. Уполномоченные избираются открытым или тайным голосованием на собрании (конференции) первичной профсоюзной организации или на общем собрании работников организации и структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа. Из общего количества уполномоченных может избираться старший уполномоченный по охране труда организации, который может быть членом профсоюзного комитета. Старший уполномоченный и другие уполномоченные (из структурных подразделений) могут избираться в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда организации. При наличии в организации нескольких профсоюзов каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры для выбора своих уполномоченных. Старший уполномоченный по охране труда профсоюза координирует работу всех уполномоченных по охране труда организации.

В соответствии со ст. 25–27 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» на уполномоченного распространяются гарантии как на работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы или избранного (делегированного) в профсоюзные органы.

Техническая инспекция труда профсоюза

В соответствии со ст. 370 ТК РФ для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Постановлением Исполнительного комитета Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) от 19 декабря 2005 г. № 7–6 утверждена новая редакция Положения о технической инспекции труда, где закреплены основные задачи технической инспекции, а также ее полномочия.

В соответствии с упомянутым Положением техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюзов, самостоятельна и независима в своей деятельности и руководствуется нормами Конституции РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей природной среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставами профсоюзов и Положением о технической инспекции труда.

Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами законодательной и судебной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими функции в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, совместными комитетами (комиссиями) по охране труда, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей природной среды.

Руководители технической инспекции труда общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского профсоюза и их профсоюзных организаций, территориального объединения организаций профсоюзов являются главными техническими инспекторами труда соответствующего профсоюзного органа. Их заместители являются заместителями главного технического инспектора труда.

Технические инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:

– принимают участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;

– вносят предложения по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения;

– обобщают опыт применения федерального, регионального законодательств в области охраны труда, окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и вносят предложения по их совершенствованию;

– оказывают консультативную помощь первичным профсоюзным организациям но вопросам условий и охраны труда, окружающей среды, здоровья работников, а также по формированию мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда;

– информируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– участвуют в распространении знаний в области охраны труда и окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– проводят выборочную экспертизу проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие сертификата соответствия или безопасности;

– рассматривают обращения членов профсоюзов по вопросам охраны труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– совместно с профсоюзным активом по охране труда осуществляют контроль за выполнением работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных в коллективном договоре и соглашении, а также за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;

– оказывают методическую помощь уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов, выполняют другие функции.