Основы управления охраной труда в организации

Организация системы управления охраной труда

Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».
  3. Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».
  4. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
  5. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.04 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
  6. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
  7. ГОСТ 12.0.230-2007. «ССБТ. Система стандартов безопасности труда. Общие требования. ГОСТ 12.0.230-2007».
  8. ГОСТ P 12.0.007-2009. «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию».
  9. ГОСТ P 12.0.009-2009. «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению».

Система управления охраной труда (далее СУОТ) – это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

Требования к системе управления содержат межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007, который учитывает международный опыт обеспечения охраны труда.

Внедрять СУОТ на уровне организации позволяют национальные стандарты:

ГОСТ P 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». ГОСТ P 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению».
Применяется на территории РФ в качестве национального стандарта с учетом требований российского законодательства по охране труда. Стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда. Но он служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций Развивает положения ГОСТ 12.0.230-2007 с учетом особенностей малого предприятия, законодательства и национальной нормативной правовой базы по охране труда, его применение позволит существенно снизить прямые и непрямые затраты на обеспечение функционирования СУОТ, а также время внедрения

Стандарты распространяются на любую организацию независимо от ее организационно-правовой формы и представляют практический инструмент для разработки и построения СУОТ в организациях.

Основными задачами стандартов являются:

  • содействие защите работников от опасностей и рисков;
  • оказание помощи организациям и работодателям в разработке и применении сформулированной концепции (политики) охраны труда и целей с учетом требований законодательства и нормативных актов по охране труда;
  • организация работы по охране труда;
  • подготовка предприятия к аудиту, представление контрольным органам.

Элементы управления охраной труда

Обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами входит в обязанности работодателей. Работодатель должен продемонстрировать свое руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.

Основные элементы управления охраной труда 
(ГОСТ 12.0.230-2007):

  • политика;
  • организация;
  • планирование и применение;
  • оценка;
  • действия по совершенствованию.

Политика в области охраны труда должна включать принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

  • обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников путем предупреждения несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;
  • соблюдение национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и др.;
  • обязательства по проведению консультаций с работниками и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ;
  • непрерывное совершенствование функционирования СУОТ.

Работодатель после консультации с работниками и их представителями излагает в письменном виде политику в области охраны труда.

Политика как документ

  • должна быть краткой,
  • должна быть четко изложенной,
  • должна иметь дату создания,
  • должна вводиться в действие подписью работодателя,
  • должна предоставляться всем работникам.

В связи с этим работодатель должен:

  • нести общие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников;
  • распределить обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц по разработке и применению СУОТ;
  • определить требования к необходимой компетентности работников в области охраны труда путем различных мероприятий, в том числе с применением программы подготовки персонала;
  • быть компетентным в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой.

Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации особенно ее высшим руководством

Однако без участия работников СУОТ не будет внедрена. Чтобы система работала эффективно, необходимо участие всех социальных партнеров:

  • работодателя;
  • работников;
  • комитетов (комиссий);
  • уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов.

Компетентность по охране труда

Работодателем должны быть определены требования

  • к необходимой компетентности работников в области охраны труда;
  • к обучению работников для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по выполнению требований безопасности и охраны здоровья.

Компетентность по охране труда означает наличие и демонстрацию необходимой подготовки, достаточных знаний, умений и опыта для выполнения конкретной работы.

Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда.

 

Программы подготовки персонала в сфере охраны труда должны:

  • охватывать всех работников организации в установленном порядке;
  • предусматривать первоначальную и повторную подготовку;
  • предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку по мере необходимости.

Подготовка должна предоставляться бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.

Документация системы управления охраной труда

Комплект документов системы управления охраной труда должен быть минимальным. Он зависит от:

  • характера, вида деятельности организации и ее размера;
  • требований национальных законов, правил и иных нормативных правовых документов;
  • компетентности и способности работников.

Документация системы управления охраной труда может содержать:

  • политику и цели организации по охране труда;
  • распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению СУОТ;
  • наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
  • положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.

Документация системы управления охраной труда:

  • должна быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;
  • должна периодически анализироваться и своевременно корректироваться;
  • должна быть легкодоступной и распространяться среди тех, кому она предназначена и кого касается.

Документы системы управления допускается разрабатывать в виде стандартов организации, руководства или других видов документов.

Планирование и применение

Мероприятия по качественному планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе.

Цель планирования в системе управления охраной труда в организации заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих:

  • соответствие условий труда требованиям национальных законов и иных нормативных правовых актов;
  • основные элементы системы управления охраной труда в организации;
  • непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

Планирование должно включать виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и рисками.

Опасности (риски) должны быть определены и оценены на постоянной основе. С этой целью в организации должны быть установлены процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков.

 

Предупредительные меры должны осуществляться в порядке приоритетности:

  1. устранить опасности (риски);
  2. ограничить риски путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
  3. минимизировать риски путем проектирования безопасных производственных систем;
  4. предоставить соответствующие средства индивидуальной защиты (бесплатно).

Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны гарантировать, что имеющая необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне.

Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать.

Выбор показателей результатов деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.

 

Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:

  • базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательств, связанных с политикой и целями по охране труда;
  • поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством (ГОСТ 12.0.230-2007).
Текущий контроль Реагирующее наблюдение
должен включать:

  • контроль выполнения мероприятий;
  • проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
  • контроль производственной среды, включая организацию труда;
  • контроль состояния здоровья работников путем соответствующих медицинских осмотров;
  • оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям и другим обязательством по охране труда, принятым на себя организацией
должно включать определение, уведомление и расследование:

  • несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве;
  • неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности труда и охраны здоровья и недостатки системы управления охраной труда;
  • программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников

Многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте

Текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многоступенчатого механизма контроля. Для большинства организаций применим следующий трехступенчатый контроль.

Трехступенчатый контроль Двухступенчатый контроль
Применим в крупных организациях с многоуровневой структурой Применим в организациях с незначительной численностью работников

Действия по совершенствованию

Одним из основных свойств любой системы является ее постоянное улучшение, которое требует ряда практических действий.

Предупреждающие и корректирующие действия Непрерывное совершенствование
Следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий, являющихся следствием наблюдения и оценки результативности СУОТ, проверок и анализа эффективности СУОТ руководством. Эти мероприятия должны включать:

  • определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
  • инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда
Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию СУОТ. Эти мероприятия должны учитывать:

  • цели организации по охране труда;
  • результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
  • результаты наблюдения и измерения результатов деятельности;
  • расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве;
  • выводы анализа эффективности системы управления охраной труда руководством;
  • предложения по совершенствованию, поступающие от всех работников организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда;
  • изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, коллективных соглашениях и др.

Применение СУОТ в организации позволит:

  • сократить уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость;
  • положительно влиять на повышение производительности труда, на экономический рост организации;
  • сократить затраты на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда;
  • повысить престиж предприятия и доверие к организации со стороны инвесторов, партнеров и контрагентов.

Служба охраны труда в организации, ее функции и основные задачи

В соответствии со статьей 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек:

  • создается служба охраны труда
  • или вводится должность специалиста по охране, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Это делается в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации.

На основании данных Рекомендаций в организациях разрабатываются Положения о службе охраны труда, учитывающие специфику предприятия.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем Службы.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют:

  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично),
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • аккредитованные организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Функции службы охраны труда

Функции, которые рекомендуется возложить на службу охраны труда для выполнения поставленных задач:

  • учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • организация, методическое руководство специальной оценки условий труда по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • проведение совместно с представителями соответствующих подразделений обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования и т.д.;
  • участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов;
  • согласование разрабатываемых в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части охраны труда;
  • разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда;
  • участие в составлении разделов коллективного договора;
  • оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
  • оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда в соответствии с установленными сроками;
  • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
  • составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
  • разработка программы и проведение вводного инструктажа;
  • участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда у работников предприятий;
  • осуществление контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов;
  • руководство работой кабинета по охране труда и др.

Права работников службы охраны труда

Права, которые должны быть предоставлены работникам службы охраны труда для выполнения функциональных обязанностей:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
  • предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
  • направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;
  • запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
  • представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

Структура службы охраны труда

Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет руководитель организации в зависимости:

  • от численности работающих;
  • от характера условий труда;
  • от степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда (постановление Минтруда России от 22 января 2001 г.  № 10).

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Служба охраны труда: взаимодействие и контроль

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с:

  • другими подразделениями организации;
  • комитетом (комиссией) по охране труда;
  • уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов.

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет:

  • работодатель;
  • служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии);
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
  • органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

Порядок разработки, содержание планов по охране труда

Планирование работ по охране труда –  это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда.

Составление планов по охране труда представляет собой разработку конкретных мероприятий на определенный срок с указанием исполнителей и средств, необходимых для реализации мероприятий.

Планирование осуществляется на основе анализа:

  • санитарно-гигиенических условий труда;
  • уровня и причин производственного травматизма и профзаболеваний;
  • наличия производств, участков, цехов и рабочих мест, условия труда на которых не соответствуют установленным нормам и требованиям;
  • результатов специальной оценки условий труда, с учетом требований органов государственного надзора.

Подробный перечень реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, содержится в Типовом перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.

На основании Типового перечня работодатель ежегодно, исходя из специфики его деятельности, определяет конкретные, наиболее важные, и эффективные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и снижение уровней профессиональных рисков.

Рекомендуемая правовая форма планирования мероприятий по охране труда – соглашение по охране труда.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами (работодателями и уполномоченными работниками представительных органов) либо со дня, установленного в соглашении.

Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств

  • федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников;
  • может осуществляться за счет добровольных взносов (ст. 226 ТК РФ). В этом случае источниками финансирования могут являться взносы юридических и физических лиц.

Размер финансирования должен составлять не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Исключение сделано для государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.