Организация системы управления охраной труда
Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда»
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда»
- Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда»
- Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней»
- ГОСТ 12.0.230-2007. «ССБТ. Система стандартов безопасности труда. Общие требования. ГОСТ 12.0.230-2007».
- ГОСТ P 12.0.007-2009. «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию».
- ГОСТ P 12.0.009-2009. «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению».
Система управления охраной труда (далее СУОТ) – это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
Требования к системе управления содержат межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007, который учитывает международный опыт обеспечения охраны труда.
Внедрять СУОТ на уровне организации позволяют национальные стандарты:
ГОСТ P 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». | ГОСТ P 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению». |
Применяется на территории РФ в качестве национального стандарта с учетом требований российского законодательства по охране труда. Стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда. Но он служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций | Развивает положения ГОСТ 12.0.230-2007 с учетом особенностей малого предприятия, законодательства и национальной нормативной правовой базы по охране труда, его применение позволит существенно снизить прямые и непрямые затраты на обеспечение функционирования СУОТ, а также время внедрения |
Стандарты распространяются на любую организацию независимо от ее организационно-правовой формы и представляют практический инструмент для разработки и построения СУОТ в организациях.
Основными задачами стандартов являются:
- содействие защите работников от опасностей и рисков;
- оказание помощи организациям и работодателям в разработке и применении сформулированной концепции (политики) охраны труда и целей с учетом требований законодательства и нормативных актов по охране труда;
- организация работы по охране труда;
- подготовка предприятия к аудиту, представление контрольным органам.
Элементы управления охраной труда
Обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами входит в обязанности работодателей. Работодатель должен продемонстрировать свое руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.
Основные элементы управления охраной труда
(ГОСТ 12.0.230-2007):
- политика;
- организация;
- планирование и применение;
- оценка;
- действия по совершенствованию.
Политика в области охраны труда должна включать принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников путем предупреждения несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;
- соблюдение национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и др.;
- обязательства по проведению консультаций с работниками и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ;
- непрерывное совершенствование функционирования СУОТ.
Работодатель после консультации с работниками и их представителями излагает в письменном виде политику в области охраны труда.
Политика как документ
- должна быть краткой,
- должна быть четко изложенной,
- должна иметь дату создания,
- должна вводиться в действие подписью работодателя,
- должна предоставляться всем работникам.
В связи с этим работодатель должен:
- нести общие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников;
- распределить обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц по разработке и применению СУОТ;
- определить требования к необходимой компетентности работников в области охраны труда путем различных мероприятий, в том числе с применением программы подготовки персонала;
- быть компетентным в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой.
Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации особенно ее высшим руководством
Однако без участия работников СУОТ не будет внедрена. Чтобы система работала эффективно, необходимо участие всех социальных партнеров:
- работодателя;
- работников;
- комитетов (комиссий);
- уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов.
Компетентность по охране труда
Работодателем должны быть определены требования
- к необходимой компетентности работников в области охраны труда;
- к обучению работников для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по выполнению требований безопасности и охраны здоровья.
Компетентность по охране труда означает наличие и демонстрацию необходимой подготовки, достаточных знаний, умений и опыта для выполнения конкретной работы.
Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда.
Программы подготовки персонала в сфере охраны труда должны:
- охватывать всех работников организации в установленном порядке;
- предусматривать первоначальную и повторную подготовку;
- предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку по мере необходимости.
Подготовка должна предоставляться бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.
Документация системы управления охраной труда
Комплект документов системы управления охраной труда должен быть минимальным. Он зависит от:
- характера, вида деятельности организации и ее размера;
- требований национальных законов, правил и иных нормативных правовых документов;
- компетентности и способности работников.
Документация системы управления охраной труда может содержать:
- политику и цели организации по охране труда;
- распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению СУОТ;
- наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.
Документация системы управления охраной труда:
- должна быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;
- должна периодически анализироваться и своевременно корректироваться;
- должна быть легкодоступной и распространяться среди тех, кому она предназначена и кого касается.
Документы системы управления допускается разрабатывать в виде стандартов организации, руководства или других видов документов.
Планирование и применение
Мероприятия по качественному планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе.
Цель планирования в системе управления охраной труда в организации заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих:
- соответствие условий труда требованиям национальных законов и иных нормативных правовых актов;
- основные элементы системы управления охраной труда в организации;
- непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
Планирование должно включать виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и рисками.
Опасности (риски) должны быть определены и оценены на постоянной основе. С этой целью в организации должны быть установлены процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков.
Предупредительные меры должны осуществляться в порядке приоритетности:
- устранить опасности (риски);
- ограничить риски путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
- минимизировать риски путем проектирования безопасных производственных систем;
- предоставить соответствующие средства индивидуальной защиты (бесплатно).
Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны гарантировать, что имеющая необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне.
Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать.
Выбор показателей результатов деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.
Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:
- базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательств, связанных с политикой и целями по охране труда;
- поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством (ГОСТ 12.0.230-2007).
Текущий контроль | Реагирующее наблюдение |
должен включать:
|
должно включать определение, уведомление и расследование:
|
Многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте
Текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многоступенчатого механизма контроля. Для большинства организаций применим следующий трехступенчатый контроль.
Трехступенчатый контроль | Двухступенчатый контроль |
Применим в крупных организациях с многоуровневой структурой | Применим в организациях с незначительной численностью работников |
Действия по совершенствованию
Одним из основных свойств любой системы является ее постоянное улучшение, которое требует ряда практических действий.
Предупреждающие и корректирующие действия | Непрерывное совершенствование |
Следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий, являющихся следствием наблюдения и оценки результативности СУОТ, проверок и анализа эффективности СУОТ руководством. Эти мероприятия должны включать:
|
Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию СУОТ. Эти мероприятия должны учитывать:
|
Применение СУОТ в организации позволит:
- сократить уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость;
- положительно влиять на повышение производительности труда, на экономический рост организации;
- сократить затраты на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда;
- повысить престиж предприятия и доверие к организации со стороны инвесторов, партнеров и контрагентов.
Служба охраны труда в организации, ее функции и основные задачи
В соответствии со статьей 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек:
- создается служба охраны труда
- или вводится должность специалиста по охране, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Это делается в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации.
На основании данных Рекомендаций в организациях разрабатываются Положения о службе охраны труда, учитывающие специфику предприятия.
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем Службы.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют:
- работодатель – индивидуальный предприниматель (лично),
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- аккредитованные организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Функции службы охраны труда
Функции, которые рекомендуется возложить на службу охраны труда для выполнения поставленных задач:
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- организация, методическое руководство специальной оценки условий труда по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования и т.д.;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов;
- согласование разрабатываемых в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части охраны труда;
- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда;
- участие в составлении разделов коллективного договора;
- оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
- участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
- оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
- разработка программы и проведение вводного инструктажа;
- участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда у работников предприятий;
- осуществление контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов;
- руководство работой кабинета по охране труда и др.
Права работников службы охраны труда
Права, которые должны быть предоставлены работникам службы охраны труда для выполнения функциональных обязанностей:
- в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
- предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
- требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
- направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;
- запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
- представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
Структура службы охраны труда
Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет руководитель организации в зависимости:
- от численности работающих;
- от характера условий труда;
- от степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда (постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10).
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Служба охраны труда: взаимодействие и контроль
Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с:
- другими подразделениями организации;
- комитетом (комиссией) по охране труда;
- уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов.
Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет:
- работодатель;
- служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии);
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
- органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Порядок разработки, содержание планов по охране труда
Планирование работ по охране труда – это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда.
Составление планов по охране труда представляет собой разработку конкретных мероприятий на определенный срок с указанием исполнителей и средств, необходимых для реализации мероприятий.
Планирование осуществляется на основе анализа:
- санитарно-гигиенических условий труда;
- уровня и причин производственного травматизма и профзаболеваний;
- наличия производств, участков, цехов и рабочих мест, условия труда на которых не соответствуют установленным нормам и требованиям;
- результатов специальной оценки условий труда, с учетом требований органов государственного надзора.
Подробный перечень реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, содержится в Типовом перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.
На основании Типового перечня работодатель ежегодно, исходя из специфики его деятельности, определяет конкретные, наиболее важные, и эффективные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и снижение уровней профессиональных рисков.
Рекомендуемая правовая форма планирования мероприятий по охране труда – соглашение по охране труда.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами (работодателями и уполномоченными работниками представительных органов) либо со дня, установленного в соглашении.
Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств
- федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников;
- может осуществляться за счет добровольных взносов (ст. 226 ТК РФ). В этом случае источниками финансирования могут являться взносы юридических и физических лиц.
Размер финансирования должен составлять не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Исключение сделано для государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.