Основы охраны труда в Российской Федерации

Основные принципы обеспечения охраны труда

Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями).
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  5. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 « О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»
  8. Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда»

Что такое охрана труда

Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:

  • правовые;
  • социально-экономические;
  • организационно-технические;
  • санитарно-гигиенические;
  • лечебно-профилактические;
  • реабилитационные;
  • иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

Назначение охраны труда – свести к минимуму вероятность поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда. Следовательно, охрана труда содержит не только правовые нормы, регулирующие определенную сторону трудовых отношений, но и включает систему практических мероприятий, направленных на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Основная цель охраны труда – сохранение жизни и здоровья работающего населения в процессе трудовой деятельности.

Основной принцип достижения цели – системность и всеобщность, строгое выполнение всех мероприятий, составляющих понятие «охрана труда».

Социальная сущность охраны труда – поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.

Экономическая сущность охраны труда – мимимизация потерь общества при ведении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основные направления государственной политики в области охраны труда

В ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации определены основные (принципиальные) направления государственной политики в области охраны труда.

Практическая реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями:

  • органов государственной власти Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • работодателей;
  • объединений работодателей;
  • профессиональных союзов;
  • объединений профессиональных союзов;
  • иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить:
— безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
— создание и функционирование системы управления охраной труда;
— соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
— систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
— реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
— разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
— режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
— приобретение за счет собственных средств и выдачу сертифицированных средств индивидуальной защиты и смывающих средств;
— оснащение средствами коллективной защиты;
— обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
— проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
— организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
— предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
— принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
— беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
— выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
— разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
— ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
— соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
— приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
— при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.

При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории. Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обязанности работника в области охраны труда

В соответствии со статьей 215 ТК РФ работник обязан:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
  • следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
  • использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
    незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в части второй статьи 227 настоящего Кодекса, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.

Управление охраной труда

Управление охраной труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразовал структуру власти.

Структура федеральных органов исполнительной власти предусматривает трехуровневое разграничение функций:

  • министерство;
  • федеральная служба;
  • федеральное агентство.

На переходном этапе действуют ранее принятые законодательные и иные нормативные акты, которыми регулировались вопросы охраны труда и социальной защиты работающих на производстве.

Организация охраны труда

Государственное управление охраной труда

Государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства. Основная структура государственной системы управления охраной труда определена статьей 216 ТК РФ, которая предусматривает, что государственное управление охраной труда осуществляется:

  • Правительством Российской Федерации непосредственно;
  • непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществлении функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере труда;
  • другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществлении функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы условий и охраны труда, в настоящее время, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

  • обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
  • разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
  • устанавливают  порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
  • устанавливают  порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
  • разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда, координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда, организует международное сотрудничество и многое др.

В целях обеспечения государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации  государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения  условий и охраны труда и обеспечивает контроль за их выполнением;
  • организует сбор и обработку информации о состоянии  условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации и др.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза  условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение  государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области  охраны труда (ст. 216.1. ТК РФ).

Права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда изложены в статье 216.1. ТК РФ.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или подразделения при выявлении нарушении требований охраны труда

Функции Минтруда России

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты, включая вопросы:

  • уровня жизни и доходов населения;
  • труда;
  • оплаты труда;
  • демографии;
  • пенсионного обеспечения (включая негосударственное пенсионное обеспечение);
  • социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования);
  • условий и охраны труда;
  • социального партнёрства и трудовых отношений;
  • занятости населения и безработицы;
  • трудовой миграции;
  • альтернативной гражданской служба;
  • государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда);
  • социального развития;
  • социальной защиты населения (в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций) и социального обслуживания населения;
  • опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
  • оказания протезно-ортопедической помощи;
  • реабилитации инвалидов;
  • проведения медико-социальной экспертизы.

Служба охраны труда в организации

Порядок создания службы охраны труда определяется статьей 217 ТК РФ.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии:

  • службы охраны труда,
  • штатного специалиста по охране труда

их функции осуществляют:

  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично),
  • руководитель организации (лично),
  • другой уполномоченный работодателем работник,
  • организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Структура службы охраны труда и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осущесвляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В целях оказания помощи работодателям в организации службы охраны труда постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, раскрывающие основные задачи, функции и полномочия службы.

На основании данных Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, учитывающие специфику предприятия.

Службу рекомендуется организовать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда по главе с руководителем Службы.

Комитеты (комиссии) по охране труда

В соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации и Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413, в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

Обеспечение прав работников на охрану труда

Каждый работник, в соответствии со ст. 219 ТК РФ, имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний **;
  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на производстве **;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда **;
  • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • профессиональную переподготовку ** в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте **;
  • участие (личное или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями **;
  • гарантии и компенсации ** , если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Одной из значительных гарантий права работников на охрану труда является государственный надзор и контроль за охраной труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Гарантии (ст. 220 ТК РФ):

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

На время приостановления работ
При отказе работника от выполнения работ в случае опасности
При приостановлении работ по объективным причинам
В случае необеспечения средствами защиты

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств:

  • федерального бюджета;
  • бюджетов субъектов РФ;
  • местных бюджетов;
  • внебюджетных источников;
  • в порядке, установленном федеральными законами отраслевых и территориальных целевых программ.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 ТК РФ).

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда

Обучение по охране труда

В соответствии со статьей 225 ТК РФ  все работники, в том числе руководители организаций,  а также работодатели-индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить для всех поступающих и переводимых на другую работу работников инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказание первой помощи пострадавшим.

Работодатель также за свой счет обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также их периодическое обучение по мере развития технического прогресса, смены машин, оборудования, технологических процессов и проверку знаний требований охраны труда.

Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Профессиональная подготовка

Государство обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.