Основы управления охраной труда в организации

Социальное партнерство в сфере охраны труда

Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ.
  4. Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда – это особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике. Социальное партнерство обеспечивает баланс основных интересов работников и работодателей.

Целью социального партнерства является взаимное согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость:

  • обеспечения эффективной деятельности организаций;
  • создания системы гарантий трудовых прав работников.

Социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем собственно трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию и др. Одним из аспектов социального партнерства является охрана труда – совокупность правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Социальное партнерство

Согласно принципам социального партнерства (ст. 24 ТК РФ), его стороны (их представители)

  • являются равноправными партнерами;
  • свободны в выборе при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • обязаны уважать и учитывать интересы друг друга, проявлять заинтересованность в участии в договорных отношениях;
  • должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты;

добровольно принимать на себя обязательства, которые должны быть реально выполнимыми, и нести ответственность за их неисполнение.

Cтороны, участники, формы и органы партнерства

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) четко указал разницу между

  • сторонами
  • участниками
  • формами
  • органами

социального партнерства (ст. ст. 25-35 ТК РФ).

Уровни социального партнерства

Представители работников

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепил право профсоюзов на представительство и защиту интересов работников.

Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве интересы работников данного работодателя (то есть на локальном уровне).

Первичные организации представляют интересы:

  • работников, являющихся членами соответствующего профсоюза;
  • интересы всех работников данного работодателя (независимо от их членства в профсоюзах);

В следующих условиях:

1) при проведении коллективных переговоров;
2) при заключении или изменении коллективного договора;
3) при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ)

Участие работников в управлении организацией

Работник может реализовать свое право участия в управлении организацией двумя способами:

  • непосредственно (на собрании, конференции, путем подачи предложений работодателю, обсуждения и одобрения коллективного договора и т. д.);
  • через свои представительные органы (первичную профсоюзную организацию, иных избранных на общем собрании, конференции представителей)  (ст. ст. 29 – 31 ТК РФ).

Основные формы участия в управлении через представительные органы работников

Основными формами участия работников в управлении организацией являются (ст. 53 ТК РФ):

  • учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором;
  • проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
  • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
  • обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
  • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
  • иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Право на получение информации

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам (ст. 53 ТК РФ):

  • реорганизации или ликвидации организации;
  • введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представителям работников предоставлено также право вносить предложения в органы управления организацией, участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении работодателями своих предложений.

Представители работодателей

Интересы работодателей в рамках социального партнерства могут быть представлены на локальном уровне и на уровне выше локального.

Уровень Локальный Выше локального
Представители
  1. руководитель организации;
  2. работодатель – индивидуальный предприниматель (лично)
    или
  3. уполномоченные ими лица.
  1. Объединение работодателей
Сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей)
  1. проведение коллективных переговоров;
  2. заключение или изменение коллективного договора;
  3. рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров работников с работодателем.
  1. коллективные переговоры;
  2. заключение или изменение соглашений;
  3. разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения;
  4. формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.


Социально-партнерские отношения
 (как и трудовые отношения) в государственных и муниципальных организациях имеют свою специфику. Она выражается прежде всего в том, что в этом секторе значительную роль играет государственное (централизованное) регулирование. Поэтому право представлять работодателей – государственные и муниципальные учреждения, другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.Иные представители работодателей

С учетом этих обстоятельств выделяются иные представители работодателей:

  1. федеральные государственные учреждения;
  2. государственные учреждения субъектов РФ;
  3. муниципальные учреждения;
  4. другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов.
Представители работодателей
  1. соответствующие федеральные органы исполнительной власти;
  2. органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. иные государственные органы;
  4. органы местного самоуправления.
Сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей)
  1. проведение коллективных переговоров;
  2. заключение или изменение соглашений;
  3. разрешение коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
  4. контроль за выполнением соглашений;
  5. формирование комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществление их деятельности.

Формы социального партнерства

Социальное партнерство как система взаимоотношений между работодателем (работодателями) и работниками осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 Трудового кодекса Российской Федерации. Формы социального партнерства – это конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Органы социального партнерства

Органы социального партнерства – это такие органы, которые обеспечивают:

  • регулирование социально-трудовых отношений;
  • ведение коллективных переговоров;
  • подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
  • организацию контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.

Такими органами являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях социального партнерства на равноправной основе. Комиссии подразделяются по уровням: федеральные, региональные, территориальные, локальные, а отраслевые (межотраслевые) комиссии также могут быть федеральными, региональными, территориальными.

Коллективные переговоры

Коллективные переговоры – одна из важнейших форм социального партнерства в сфере взаимоотношений работников и работодателей (их представителей). Они обеспечивают подготовку и заключение коллективных договоров и соглашений, разрешение споров и др.

Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей закреплено ст. 21 ТК РФ и является одним из основных трудовых прав.

Коллективные переговоры могут вестись по инициативе любой из сторон, каждая из которых в лице своих представителей вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Переговоры начинаются с письменного предложения одной из сторон. Представители стороны, получившие предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения. Сторона, получившая предложение, направляет ответ инициатору проведения коллективных переговоров. В нем должны быть указаны представители этой стороны, которые будут участвовать в работе комиссии по ведению переговоров и их полномочия.

Днем начала переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст. 36 ТК РФ).

Кто не может вести переговоры от имени работников

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников:

  • лицами, представляющими интересы работодателей;
  • организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями;
  • органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.

О порядке ведения коллективных переговоров

Для ведения коллективных переговоров необходимо создать единый представительный орган. На практике это – комиссия по ведению коллективных переговоров.

Варианты представительства работников на переговорах

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ).

Первичная профсоюзная организация или иной представитель, наделенные правом вступать в коллективные переговоры с работодателем, обязаны:

  • известить все первичные профсоюзные организации о начале коллективных переговоров;
  • в течение 5 дней создать с ними единый представительный орган или включить их представителей в состав единого представительного органа.

Стороны должны предоставить друг другу информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, не позднее двух недель со дня получения запроса на такую информацию.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками коллективных  переговоров.

Если возникли разногласия

Протокол разногласий

Обычно в него включаются вопросы, по которым не достигнута договоренность, несмотря на аргументацию, приведенную представителями каждой стороны в обоснование своей позиции.

Порядок урегулирования возникших в ходе коллективных переговоров разногласий по вопросам заключения, исполнения, а также исполнения коллективных договоров, соглашений установлен ст. ст. 399 — 418 ТК РФ. Аналогично разрешаются разногласия, связанные с изменениями коллективных договоров, соглашений.

Гарантии и компенсации участникам переговоров

Коллективные переговоры – сложный процесс, требующий времени и значительного морально-психологического напряжения. Совмещать их с работой непросто, а чаще всего практически невозможно, поэтому ТК предусматривает определенные гарантии и компенсации лицам, участвующим в переговорах (ст. 39 ТК РФ).

Лица, участвующие в коллективных переговорах (независимо от того, работников или работодателей они представляют), освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Для участвующих в переговорах представителей работников предусматриваются дополнительные трудовые гарантии в период ведения этих переговоров. Эти представители не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство:

  • подвергнуты дисциплинарному взысканию;
  • переведены на другую работу;
  • уволены по инициативе работодателя (за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с законодательством предусмотрено увольнение с работы).

Коллективный договор

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

Коллективный договор может заключаться:

  • в организации в целом;
  • в ее филиалах;
  • представительствах;
  • иных обособленных структурных подразделениях.
Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо. Правом представлять интересы работников в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации наделяется представитель работников этого подразделения.

В случае разногласий

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами.

Содержание и структура коллективного договора

Стороны свободны в определении содержания и структуры коллективного договора. Примерный перечень аспектов, которые следовало бы включать в коллективные договоры, рекомендован в ст. 41 ТК РФ:

«В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
    соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
    гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
    оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами».

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Действие коллективного договора

Действие коллективного договора определяет статья 43 ТК РФ.

Срок действия – коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Сфера действия – действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.

Соглашение

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Содержание и структура соглашения

Так же как и при определении содержания коллективного договора, стороны соглашений вправе самостоятельно выбирать круг вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам (ст. 46 ТК РФ):

  • оплата труда;
  • условия и охрана труда;
  • режимы труда и отдыха;
  • развитие социального партнерства;
  • иные вопросы, определенные сторонами.

Разработка и заключение соглашения

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией.

Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Действие соглашения

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении (ст. 48 ТК РФ):

  • всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
  • работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
  • органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников, в том числе и в случае индивидуальных трудовых споров.

Регистрация коллективного договора, соглашения. Контроль

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется (ст. 51 ТК РФ):

  • сторонами социального партнерства,
  • их представителями,
  • соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

Ответственность сторон

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и Трудовому кодексу предусмотрена ответственность сторон социального партнерства за нарушение законодательства о коллективных договорах, соглашениях.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом – Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 54 ТК РФ).

Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом – Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 55 ТК РФ).

Деяние и санкция

Виновное деяние Санкция
  • уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения;
  • нарушение установленного законом срока их заключения;
  • необеспечение работы комиссии;
  • непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля;
  • уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе в непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания
административный штраф  в размере от 1000  до 3000 рублей (КоАП, раздел II, гл.. 5, ст. 5.28, 5.29, 5.32);
  • необоснованный отказ  от заключения коллективного договора, соглашения;
  • нарушение или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению
административный штраф  размере от 3 000 до 5 000 рублей (КоАП, раздел II, гл.. 5, ст. 5.30, 5.31);
  • невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры
административный штраф  в размере от 2000 до 4000 (КоАП, раздел II, гл.. 5, ст. 5.33);
  • увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки
административный штраф  размере от 4000 до 5 000 рублей (КоАП, раздел II, гл.. 5, ст. 5.34)

Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда является важной частью социального партнерства. Он реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 31, 218, 370 ТК РФ).

Общественный контроль осуществляется:

  • профессиональными союзами;
  • или иными представительными органами (представителями).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).

Профессиональные союзы в области охраны труда

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профессиональные союзы могут создавать технические и правовые инспекции труда.

Технические инспекции Правовые инспекции

Создаются

для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением условий коллективных договоров, соглашений для осуществления правового контроля деятельности работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза (объединения профсоюзов)

Основные задачи

  • защита интересов и законных прав членов профсоюзов обслуживаемых предприятий на здоровые и безопасные условия труда;
  • расследование отказов работников от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда;
  • внесение предложений в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы по улучшению условий труда;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных законодательных актов об охране труда;
  • участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда;
  • рассмотрение обращений членов профсоюза по вопросам охраны труда и др.
  • контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров и соглашений;
  • юридическая защита прав членов профсоюза (работников), а также организаций профсоюза от противоправных действий;
  • отстаивание интересов работников (членов профсоюза) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, а также при разработке коллективных договоров и соглашений;
  • информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание консультационной поддержки членам профсоюза;
  • взаимодействие с органами прокуратуры и исполнительной власти и др.

Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ст. 370 ТК РФ):

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения.
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда

Постановлением Минтруда РФ № 30 от 8.04.1994 г. утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда ведут деятельность по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организация), в которых работают члены профсоюза.

Выборы уполномоченных проводят:

  • на общем собрании трудового коллектива организации (цеха, участка);
  • на срок не менее 2 лет.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива. Они могут быть отозваны до истечения срока полномочий, если не выполняют своих функций.

Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или другом совместном решении работодателя и представительного общественного органа.

Уполномоченные могут быть избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем).

Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда.

Основные задачи и права уполномоченных

Основными задачами уполномоченных лиц по охране труда являются:

  • содействие в создании на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
  • осуществление контроля за состоянием охраны труда и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
  • представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
  • консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

Гарантии прав деятельности уполномоченных лиц по охране труда

Работодатель обязан:

  • создавать необходимые условия для работы уполномоченных;
  • обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств работодателя.

Обучение уполномоченных рекомендуется организовывать за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика).

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.

Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется:

  • предоставлять необходимое время в течение рабочего дня;
  • устанавливать дополнительные социальные гарантии в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом.

Комитеты (комиссии) по охране труда

Комитет (комиссия) является:

  • составной частью системы управления охраной труда;
  • одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда (ст. 218 ТК РФ).

Комитет (комиссия) по охране труда – рабочий орган управления охраной труда в организации, обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации.

Комитеты (комиссии) по охране труда (далее – комитет) создаются по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа.

В состав комитетов на паритетной основе входят представители:

  • работодателя;
  • выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Члены комитета должны:

  • проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) не реже одного раза в три года;
  • информировать выборные органы или собрание работников о проделанной работе не реже одного раза в год.

Положение о комитете по охране труда в организации:

  • разрабатывается (рекомендуется разрабатывать) на основании Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда (Приказ от 29 мая 2006 г. № 413) с учетом особенностей организации;
  • утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

Задачи комитета по охране труда

Задачами комитета по охране труда являются:

  • разработка программы совместных действий работодателя, профсоюзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Права членов комитета (комиссии) по охране труда

  • получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
  • заслушивать сообщения работодателя (его представителя), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
  • заслушивать руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности;
  • участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда;
  • вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Состав комитета по охране труда

Численность комитета определяется в зависимости:

  • от числа работников в организации;
  • специфики производства;
  • количества структурных подразделений и других особенностей;
  • по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет осуществляется:

  • представителей работников

на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации (если он объединяет более половины работающих) или на собрании работников;

  • представителей работодателя (работодателем)

Для беременных женщин и женщин, имеющих детей, предусмотрены дополнительные гарантии.

Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

Комитет избирает из своего состава:

председателя (как правило, работодатель или его ответственный представитель);

заместителей от каждой стороны (одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа);

секретаря (работник службы охраны труда).

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.