Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности трудовой деятельности работников

Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях

Перечень основных нормативных актов

1.  Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ.

2.  ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.

 

Согласно определению OHSAS 18001:2007:

Инцидент (incident) — связанное с работой событие(я), в ходе которого возникает или может возникнуть травма или ухудшение состояния здоровья (вне зависимости от их тяжести) или смерть.

Несчастный случай – это инцидент, который привел к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.

Инцидент, который не привел к возникновению травмы, ухудшению состояния здоровья или смерти, может также называться «почти случившимся инцидентом», «почти произошедшим инцидентом», «опасным, рискованным инцидентом» или «опасным происшествием».

Аварийная ситуация является типичным примером инцидента.

Согласно OHSAS 18001:2007 «Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них»:

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии процедуру(ы):

  • выявления потенциально возможных аварийных ситуаций;
  • реагирования на такие аварийные ситуации.

Информация, которую необходимо учитывать при определении потенциально возможных аварийных ситуаций, включает следующее:

  • результаты идентификации опасностей и работы по оценке рисков, выполненные в процессе планирования,
  • юридические требования,
  • опыт организации по предшествующим происшествиям (включая несчастные случаи) и аварийным ситуациям,
  • аварийные ситуации в аналогичных организациях,
  • информация расследований несчастных случаев и/или происшествий, помещённая на веб-сайтах административных органов или агентств по борьбе с аварийными ситуациями

Организация должна реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для здоровья и безопасности. При планировании своей реакции на аварийные ситуации организация должна учесть потребности соответствующих заинтересованных сторон, например аварийных служб и соседних организаций. Организация должна также, где это практически возможно, периодически проводить практическое опробование своей процедуры(дур) реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны. Организация должна периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и процедуру(ы) реагирования на них, в особенности после периодических практических опробований и после имевших место аварийных ситуаций.

Согласно OHSAS 18001:2007 Расследование инцидентов, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия:

Расследование инцидентов

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии процедуру(ы) для регистрации, расследования и анализа инцидентов, чтобы:

  • выявлять негативные проявления, касающиеся охраны здоровья и обеспечения безопасности, и другие факторы, которые могли быть причиной или внести вклад в возникновение инцидентов;
  • выявлять потребность в корректирующем действии;
  • выявлять возможности для предупреждающего действия;
  • выявлять возможности для постоянного улучшения;
  • распространять информацию о результатах таких расследований.

Расследование должно проходить в пределах установленных сроков. Результаты расследований инцидентов должны документироваться, а эти записи сохраняться.

Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии процедуру(ы) по обращению с реальными и потенциальными несоответствиями и для реализации корректирующих и предупреждающих действий. Процедура(ы) должна установить требования:

  • по выявлению и коррекции несоответствий и осуществлению действий по смягчению их последствий для здоровья и безопасности;
  • по проведению исследования несоответствий, установлению их причин и осуществлению действий в целях исключения их повторения;
  • по оцениванию необходимости в действиях по предотвращению возникновения несоответствий и реализации соответствующих действий, разработанных для исключения их возникновения;
  • по регистрации результатов корректирующих и предупреждающих действий и информированию о них соответствующих лиц;
  • по проведению анализа результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий.

В тех случаях, когда корректирующие и предупреждающие действия выявляют новые или измененные опасности или потребности в новых или измененных средствах и методах управления, процедура должна требовать, чтобы предлагаемые действия до своего внедрения подверглись процедуре анализа рисков. Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринимаемое для исключения причин фактического или потенциального несоответствия, должно соответствовать значимости проблем и быть соразмерно оцененным рискам для здоровья и безопасности.

Обучение в области аварийного реагирования

Персонал должен пройти обучение способам начала работ по аварийному реагированию и методам эвакуации. Организация должна определить объём обучения, необходимый для персонала, назначенного выполнять работы по аварийному реагированию, и проверить, что такое обучение проведено. Персонал аварийного реагирования должен оставаться компетентным и способным выполнять назначенные для него действия. Если проведены изменения, оказывающие влияние на методы аварийного реагирования, необходимо повторное обучение или другие способы ознакомления персонала с новой информацией.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.) все пред­приятия, учреждения и организации (далее — объекты), независи­мо от их организационно-правовой формы, должны планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций.

Обязанность по организации обучения первой помощи пострадавшим в организации возлагается на работодателя (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, п. 12.1 ГОСТа 12.0.004-2015).

 Для каких категорий работников необходимо проводить обучение:

— для всех поступающих на работу лиц;

— для работников, переводимых на другую (новую) работу;

— в силу производственной необходимости для работающих самостоятельно или в группе в условиях повышенного уровня риска травмирования или острого профессионального заболевания, а также вдали от пунктов медицинской помощи.

Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

  1. Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Всероссийской службой медицины катастроф в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  2. Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющей службы медицины катастроф федеральных органов исполнительной власти, силы и средства различных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
  3. Всероссийская служба медицины катастроф осуществляет решение задач по быстрому реагированию, мобилизации материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, ликвидации эпидемических очагов, а также по созданию резерва материальных запасов и обучению оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.
  4. Руководство Всероссийской службой медицины катастроф осуществляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
  5. Руководитель Всероссийской службы медицины катастроф вправе принимать решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций объекта — это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от по­ражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на сосед­них с ним объектах, а также прилегающей территории. Как и любой план, он состоит из текстуальной части и приложений.

Раздел 1. Краткая характеристика объекта и оценка возмож­ной обстановки на его территории.

1.1. Структурные элементы объекта, их характеристика. Пе­речень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.

1.2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций.

1.3. Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентиро­вочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС.

Общие выводы.

Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).

2.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуа­ции).

2.3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии.

2.4. Проведение аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ (АСДНР).

2.5. Организация и осуществление взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам.

2.6. Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС.

Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникно­вении чрезвычайной ситуации.

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.

Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на лик­видацию чрезвычайной ситуации.

Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Приложение 5. Организация управления, оповещения и свя­зи при угрозе и возникновении производственных аварий, ката­строф и стихийных бедствий.

 

Ответственным за разработку плана действий является на­чальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта экономики.

В ходе первого (подготовительного) этапа должны быть оп­ределены должностные лица объекта, ответственные за подго­товку и предоставление исходных данных, а также за написание отдельных подразделов. Для этого начальнику штаба (отдела, сектора) ГОЧС целесообразно подготовить проект приказа руко­водителя (директора) объекта, в котором определить ответствен­ных исполнителей, объем и сроки подготовки и предоставления исходных данных и материалов для плана действий. Примерное содержание этих материалов следует довести до исполнителей на рабочем совещании.

На первом (подготовительном) этапе начальнику штаба (от­дела, сектора) ГОЧС следует определиться, как и с помощью ка­ких методик он будет прогнозировать возможную обстановку на объекте в результате возникновения чрезвычайной ситуации, основные показатели которой отражаются в подразделе 1.2 плана действий. Для этого в настоящем методическом пособии (при­ложения 2-6) приводятся необходимые методики.

Возможную обстановку на объекте в результате ЧС природ­ного характера (подраздел 1.2), как правило, прогнозируют по результатам многолетних наблюдений и на основе статистиче­ских данных. Эти данные можно получить в учреждениях Роскомгидромета.

На втором этапе — практической разработки документов плана — должны быть задействованы члены КЧС объекта. Это входит в их обязанности в соответствии с «Положением об объ­ектовой КЧС».

К разработке документов плана действий, исходя из типа и специфики деятельности объекта, целесообразно привлекать:

  • главных специалистов объекта (главного технолога или на­чальника производства, главного энергетика и механика и т.п.);
  • руководителей специализированных подразделений, кото­рые, как правило, являются начальниками соответствующих служб ГО;
  • председателя эвакокомиссии;
  • руководителей специальных служб (техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т.п.).

Главные специалисты объекта и их подразделения должны быть привлечены к разработке подраздела 1.2, руководители специализированных подразделений — подраздела 2.3 и прило­жения 2, а главный инженер — подраздела 2.4 и приложений 2 и 3.

На данном этапе разработки плана действий целесообразно провести согласование его документов на объектовом уровне, между главными специалистами, руководителями специализиро­ванных подразделений и специальных служб.

На третьем этапе — согласования и утверждения плана дей­ствий — документы плана согласовываются с территориальными органами управления ГОЧС (управлениями или отделами ГОЧС городов или городских районов) и утверждаются руководителя­ми (директорами) объектов.

Подписывает план действий объекта начальник штаба (отде­ла, сектора) ГОЧС объекта. Согласовывает — начальник управле­ния ГОЧС города, на территории которого функционирует дан­ный объект. Согласующая подпись ставится в левом верхнем углу титульного листа.

Утверждающая подпись руководителя (директора) ставится в правом верхнем углу титульного листа.

Посредине титульного листа дается полное название документа: «План действий предприятия, учреждения, организации (приводится полное название) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Внизу титульного листа указывается наименование города и год разработки плана действий.

Количество разрабатываемых экземпляров плана определя­ется вышестоящим органом управления ГОЧС.

 

В случае аварий и инцидентов работники действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного опасного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.

Схематично обязанности и действия персонала при аварийных ситуациях можно представить следующим образом.

Каждый работник:

оказывает помощь пострадавшим, участвует в ликвидации аварии, пожара или другого происшествия;

соблюдает порядок действий в случае аварии на опасном производственном объекте; выполняет обязанности, предусмотренные планом ликвидации аварийных ситуаций.

Руководитель структурного подразделения, где произошла авария, обязан:

обеспечить незамедлительное оказание пострадавшим первой медицинской помощи, при необходимости доставку его в учреждение скорой медицинской помощи;

обеспечить сохранение до начала расследования обстоятельств и причин аварии обстановки на рабочем месте и оборудования такими, какими они были на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к аварии).

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, предприятие сообщает о случившемся в территориальные органы соответствующих структур и ведомств, например, МЧС России.

Пройдите промежуточное тестирование, часть 2 (в конце раздела).