Система управления профессиональными рисками

Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору.

Управление профессиональными рисками — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению профессиональных рисков.

Этот комплекс является частью общей системы управления охраной труда.

Его цель — разработать и поддержать профилактические мероприятия по минимизации рисков и опасностей: травмы, аварии, профзаболевания.

 

Система управления профессиональными рисками

 

Для снижения уровня профессионального риска многие предприятия внедряют систему управления профессиональными рисками (СУПР).

Рис. 1. Система управления профессиональными рисками

 

Эта система включает в себя несколько элементов:

  • Политику управления.
  • Планирование мероприятий.
  • Принятие мер.
  • Контроль и анализ функционирования.

Ко всем элементам предъявляются специфические требования. Выполнение этих требований — прямая обязанность руководителя компании.

Политика должна быть понятной и прозрачной для каждого участника, соответствовать виду деятельности компании. В документе оговариваются обязательства работодателя по снижению вредных воздействий на здоровье работников. Политика меняется соразмерно обстоятельствам. В документе прописываются ответственность и полномочий для руководителя любого ранга.

 

Система управления профессиональными рисками нацелена на:

  • сокращение числа работников, пострадавших или погибших в результате несчастных случаев;
  • снижение удельного веса работников, трудящихся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
  • сокращение доли организаций (в особенности промышленных предприятий) с неудовлетворительными условиями труда.

Планирование мероприятий проводится после исследования сложившейся ситуации и анализа эффективности мер по управлению профессиональными рисками, которые были приняты ранее.

 

В числе прочего анализируются:

  • Информация о предприятии — организационная структура, численность работников, виды деятельности, установленное оборудование.
  • Производственный травматизм — какие травмы и как часто.
  • Профессиональные заболевания — какие болезни и как часто.
  • Проведение медицинских осмотров.
  • Данные о принятых ранее мерах по снижению и предотвращению рисков.

В процессе внедрения системы управления профессиональными рисками, руководитель компании обеспечивает деятельность ряда процедур:

  • Подготовку персонала.
  • Идентификацию и оценку рисков.
  • Управление рисками.
  • Документирование рисков.
  • Информирование и участие сотрудников.
  • Подготовку к аварийным и чрезвычайным ситуациям, разработку мер реагирования.

Суть реформирования системы управления охраной труда заключается:

  • в переходе от системы реагирования на происшествия и материальной компенсации неблагоприятных последствий к системе оценки и управления профессиональными рисками и устранению при­чин реализации опасностей;
  • в переходе от системы страхования, основанной на формальных страховых тарифах, рассчитанных по усредненным показателям по видам экономической деятельности, к системе страхования, основан­ной на индивидуальных тарифах, рассчитанных по фактическим показателям профессионального риска в организации.

 

Принципы управления профессиональными рисками

 

К основным принципам управления профессиональными рисками относятся:

  1. Принцип профилактики неблагоприятных событий.
  2. Принцип минимизации нежелательных событий.

 

Принцип профилактики неблагоприятных событий

При выборе комплекса мер профилактики профессиональных рисков в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) следует руководствоваться следующими приоритетами:

  • устранение опасного фактора или риска (полная ликвидация рисков);
  • ограничение (предотвращение роста) уровня рисков в их источниках путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер, т.е. борьба с опасными фак­торами или рисками в их источниках;
  • снижение уровней рисков до допустимых путем применения безопасных систем работы, а также мер административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами (защита временем);
  • при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Меры профилактики профессиональных рисков включают также:

  • регулярное наблюдение за условиями труда;
  • регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников (обязательные медосмотры, группы диспансерного наблюдения, целевые медосмотры и др.);
  • регулярный контроль защитных приспособлений и применения СИЗ;
  • систематическое информирование работников о существую­щем риске повреждения здоровья, а также о необходимых мерах защиты и профилактики;
  • пропаганду здорового образа жизни (борьба с вредными при­вычками, занятия спортом, профессионально ориентированными видами спорта, рациональное питание, правильный режим труда и отдыха и другие меры оздоровления и восстановления работоспособности).

 

Принцип минимизации последствий нежелательных событий

Принцип минимизации последствий нежелательных событий (реализовавшихся опасностей) состоит в предупреждении аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий.

 

Разработанные мероприятия по реализации данного принципа должны:

  • гарантировать при возникновении аварийной ситуации, что вся имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация ликвидации последствий аварийной ситуации обеспечивают защиту всех людей в рабочей зоне;
  • предоставлять при возникновении аварийной ситуации информацию соответствующим компетентным органам и аварийным службам, обеспечивать надежную связь с ними;
  • предусматривать оказание первой помощи и по возможности психологической поддержки пострадавшим, проведение противопожарных мероприятий и эвакуация всех людей в безопасную зону;
  • предоставлять соответствующую информацию всем работни­кам организации, а также возможность их подготовки по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным аварийным ситуациям (мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими компетентными органами).