3. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

3.10 Требования пожарной безопасности к пассажирским, грузовым лифтам, эскалаторам, траволаторам

При выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, не отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, двери шахт лифтов должны иметь предел огнестойкости не ниже чем EI30 (в зданиях высотой не более 28 метров допускается применять двери шахт лифтов, имеющие предел огнестойкости Е30). При выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, и при выходе из лифтов на лестничную клетку предел огнестойкости дверей шахт лифтов не нормируется. Условия размещения лифтовых шахт в объемах лестничных клеток определяются нормативными документами по пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности к пассажирским лифтам, имеющим режим работы «перевозка пожарных подразделений»:

Режим «перевозка пожарных подразделений» — установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением команд управления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.

Включение режима «Перевозка пожарных подразделений» осуществляют после завершения режима «Пожарная опасность».

Перевод лифта в режим «Перевозка пожарных подразделений» осуществляют при помощи универсального ключа, вставляемого в треугольную ключевину, расположенную на панели управления кабины лифта или рядом с ней. Универсальный ключ переводят из позиции «Выключено» (позиция «0») в позицию «Включено» (позиция «1»). Только в позиции «0» универсальный ключ может быть удален из гнезда. Ключевина должна иметь маркировку пиктограммой, приведенной в приложении А.

Приказ на движение лифта подается нажатием кнопки приказа на панели управления с номером этажа назначения. После нажатия кнопки двери должны начать закрываться, при этом кнопку приказа необходимо держать в нажатом положении до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия должно приводить к автоматическому открыванию дверей. Допускается проводить закрытие дверей при помощи специальной кнопки «Закрытие дверей», причем действия с этой кнопкой должны быть аналогичны описанным с кнопкой приказа.

Может быть подан и зарегистрирован только один приказ. Зарегистрированный приказ должен иметь световую индикацию на посту управления кабины; во время движения кабины по зарегистрированному приказу допускается возможность его отмены и регистрация нового приказа.

Местоположение кабины должно быть отображено на световых табло в кабине и на основном посадочном этаже;

Открывание дверей остановившейся на этаже кабины возможно только путем постоянного нажатия на кнопку открытия дверей. Если до полного открытия дверей нажатие на кнопку открытия дверей прекращается, то двери должны автоматически закрываться;

При переводе ключа из позиции «1» в позицию «0» при нахождении кабины лифта на любом этаже с открытыми дверями в режиме «Перевозка пожарных подразделений» кабина остается в таком положении, и никакие подаваемые приказы не выполняются до перевода ключа в позицию «1».

Устройства контроля дверного проема, средства для предотвращения пуска кабины при несанкционированном проникновении в шахту лифта, контакты безопасности контроля закрывания люка кабины должны быть отключены в режиме работы «Перевозка пожарных подразделений».

В режиме «Перевозка пожарных подразделений» двусторонняя громкоговорящая связь должна оставаться в рабочем состоянии.

При завершении работы лифта в режиме «Перевозка пожарных подразделений» движение лифта становится возможным после его возвращения в режим «Нормальная работа». Возвращение лифта в режим «Нормальная работа» следует осуществлять только после проведения осмотра лифта обслуживающим персоналом и выявления отсутствия повреждений, влияющих на безопасность лифта.

Работа лифтов в режиме «пожарная опасность»:

Перевод лифта в режим «Пожарная опасность» должен быть произведен по команде автоматической системы пожарной сигнализации здания (сооружения), при поступлении которой кабина лифта должна быть отправлена на основной посадочный этаж. В случае обнаружения системой автоматической пожарной сигнализации опасных факторов пожара на основном посадочном этаже допустима подача команды на перемещение кабины лифта на другой (альтернативный) назначенный этаж. Требования по установлению основного посадочного этажа и альтернативного назначенного этажа должны быть предусмотрены проектом здания и оговорены при заказе лифта.

Допускается установка специального переключателя «Пожарная опасность», расположенного в лифтовом холле на основном посадочном этаже.

Этот переключатель должен иметь позиции «0» и «1», при переводе которого из позиции «0» в позицию «1» лифт должен переходить в режим «Пожарная опасность».

Команда на перевод в режим «Пожарная опасность» для каждого лифта, включая лифт для пожарных, даже если лифты объединены системой группового управления, подается отдельно.

В режиме «Пожарная опасность» алгоритм работы лифта для пожарных обеспечивает следующее:

  1. все вновь поступающие приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок не регистрируются и не принимаются для исполнения;
  2. все ранее зарегистрированные приказы и вызовы аннулируются;
  3. кнопки открывания дверей в кабине и аварийной сигнализации остаются в рабочем состоянии;
  4. лифт для пожарных работает независимо от других лифтов в группе и продолжает функционировать при выходе из строя пассажирских лифтов, связанных с лифтом для пожарных общим групповым управлением;
  5. двусторонняя громкоговорящая связь остается в рабочем состоянии.

В кабине лифта для пожарных при поступлении команды на включение режима «Пожарная опасность» должен быть предусмотрен звуковой сигнал о необходимости устранить возможные препятствия закрытию дверей. Звуковой сигнал выключается при закрытии дверей кабины и шахты.

Звуковой сигнал должен быть настроен на уровень звука от 35 до 65 дБ.

Если в момент поступления сигнала о включении режима «Пожарная опасность» лифт находится в режимах «Ревизия», «Операция эвакуации пассажиров из кабины лифта с помощью привода», «Управление из машинного помещения», звуковой сигнал укажет обслуживающему персоналу на необходимость, если это возможно, перевести лифт в режим «Нормальная работа». Это позволит выполнить команду на включение режима «Пожарная опасность».

Лифт, находящийся на этажной площадке, должен закрыть двери и двигаться без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж.

Лифт, движущийся в направлении от основного посадочного (назначенного) этажа, должен остановиться на ближайшем этаже без открытия дверей, изменить направление движения и следовать на основной посадочный (назначенный) этаж.

Лифт, движущийся в направлении основного посадочного (назначенного) этажа, должен продолжить свое движение без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж. Если лифт уже начал останавливаться на ближайшем попутном этаже, то допускается сделать остановку и продолжить движение к основному посадочному (назначенному) этажу без открытия дверей.

По прибытии лифта на основной посадочный (назначенный) этаж двери кабины и двери шахты должны автоматически открыться и оставаться в открытом положении. Поступающие вновь приказы и вызовы не должны приниматься.

Требования безопасности к лифтам, предназначенным для инвалидов:

 Уровень звука для подачи звукового сигнала или голосового оповещения должен регулироваться в диапазоне от 35 до 65 дБ(А) в зависимости от условий места эксплуатации. В шумных условиях (например, на платформах железнодорожных станций) максимальный уровень звука может быть увеличен до 80 дБ(А). Средства регулирования звукового сигнала или звукового оповещения должны быть доступны только обслуживающему персоналу.

Должна быть предусмотрена возможность регулирования времени задержки начала автоматического закрытия дверей кабины и шахты лифта в пределах от 2 до 20 с в зависимости от особенностей обслуживаемых пользователей. Для лиц с ограниченной подвижностью время задержки начала закрытия автоматических дверей должно быть не менее 6,0 с. Средства регулирования времени автоматического закрытия дверей должны быть доступны для обслуживающего персонала. Для обеспечения возможности сокращения этого времени в кабине лифта может быть предусмотрена установка кнопки закрытия дверей кабины и шахты лифта.