Оценка профессионального риска
Под профессиональным риском понимают вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении работником своих должностных обязанностей в рамках Трудового договора или в иных случаях.
Оценка рисков — это структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости учёта риска и управления им.
Оценка профессиональных рисков — это совокупность последовательных мероприятий, включающих в себя:
• идентификацию вредных и опасных производственных факторов на конкретном рабочем месте;
• расчёт уровней профессиональных рисков для установленных факторов;
• разработку корректирующих мер по снижению уровней профессиональных рисков.
Оценка профессиональных рисков является неотъемлемой частью Системы управления охраной труда (СОУТ).
Проведение оценки рисков обеспечивает соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а именно статьи 217 ТК РФ (№ 197-ФЗ), обязывающей каждого работодателя создать и поддерживать в своей организации эффективно действующую СУОТ.
Управление профессиональными рисками — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Правовое обоснование обязательного проведения оценки профессиональных рисков:
1. Трудовой Кодекс РФ (ст. 209, 217).
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
3. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 21 марта 2019 г. № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
Работодатель обязан реализовать следующие мероприятия по управлению профессиональными рисками:
• Выявить опасности.
• Провести оценку уровней профессиональных рисков.
• Снизить уровни профессиональных рисков.
Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтруд).
Оценка профессиональных рисков осуществляется на основании:
• результатов специальной оценки условий труда;
• инструкций по охране труда;
• требований безопасности к оборудованию и инструментам, технологические документы, руководство, паспорт на оборудование;
• требований безопасности к организации рабочего места;
• материалов, сырья и веществах, которые используются в технологическом процессе;
• информации от персонала и других заинтересованных сторон;
• информации о типичных источников опасности;
• перечня и описания несчастных случаев и профессиональных заболеваний, актов расследования несчастных случаев.
Кто должен проводить оценку профессиональных рисков
Организовывать своевременное проведение оценки профессиональных рисков должен каждый работодатель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в статусе юридического лица или ИП, вне зависимости от числа наёмных работников и количества предоставляемых рабочих мест.
Оценка рисков может осуществляться:
• Силами обученных сотрудников собственной организации (аттестованных специалистов по охране труда).
• Силами привлечённых специализированных организаций, аккредитованных в данной области деятельности.
Периодичность проведения оценки профессиональных рисков
Первичная обязательная оценка профессиональных рисков проводится, если:
• эта процедура ранее не проводилась;
• на производстве и/или рабочем месте произошли изменения, влияющие на условия труда.
Периодичность повторной оценки (переоценки) профессиональных рисков вытекает из целесообразности и/или необходимости её проведения и устанавливается работодателем самостоятельно.
Рекомендованные сроки переоценки профессиональных рисков:
• Для рисков низкого и среднего уровня — 1 раз в 3 года.
• Для рисков высокого уровня — 1 раз в 6-12 месяцев.
Этапы процедуры оценки профессиональных рисков
1. Создание Приказом по предприятию внутренней Комиссии по оценке рисков — команды сотрудников, обученных той или иной технологии (методологии) по оценке и управлению рисками, включающих специалистов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, руководителей структурных подразделений.
2. Разработка и утверждение процедуры управления профессиональными рисками.
3. Внесение утверждённого Положения об оценке и управлении рисками в документацию по СУОТ.
4. Информирование всех работников (под роспись) об этом Положении.
5. Обследование рабочих мест с целью уточнения фактической информации по условиям труда.
6. Опрос работников и руководителей о существующих с их точки зрения проф. опасностях.
7. Идентификация (выявление и распознавание) опасностей на рабочих местах, по должностям.
8. Создание Реестра опасностей для данного предприятия (на основе типового Перечня опасностей, приведённого в статье 35 приказа № 438н).
9. Оценка уровня риска:
• Оценка вероятностных характеристик опасностей;
• Оценка тяжести последствий при наступлении (реализации) выявленной опасности;
• Расчёт величины (уровня) риска.
10. Составление индивидуальных Карт оценки проф. рисков по должностям (по рабочим местам).
11. Ознакомление работников и кандидатов в работники с их Картами оценки рисков (под роспись в Листе ознакомления).
12. Разработка Плана мероприятий по исключению/снижению уровней профессиональных рисков (в рамках управления рисками организации).
13. Повторная оценка (сравнительная переоценка) уровней рисков «до» и «после» осуществления мероприятий по их снижению.
14. Оценка остаточных рисков.
15. Разработка дополнительных мер по дальнейшему снижению уровней рисков.
Ответственность за отсутствие оценки профессиональных рисков
Отказ от проведения или неадекватное проведение оценки профессиональных рисков является нарушением государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в Федеральных Законах и приведённых выше нормативных правовых актах РФ.
Согласно части 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:
• От 2 000 до 5 000 рублей — для должностных лиц;
• От 50 000 до 80 000 рублей — для юридических лиц.
Согласно части 5 статьи 5.27.1. КоАП РФ, повторное аналогичное нарушение российского законодательства влечёт наложение административного штрафа в размере:
• От 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет — для должностных лиц;
• От 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток — для ИП;
• От 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток — для юридических лиц.