1. Основы охраны труда в Российской Федерации

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

  •     обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  •     обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  •     обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  •     доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  •     Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:
  •     осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности;
  •     анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  •     осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  •     направляет соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  •     проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  •     обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  •     анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  •     принимает необходимые меры по привлечению квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  •     запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  •     ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
  •     осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  •     информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
  •     готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
  •     проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
  •     направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  •     направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;
  •     направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  •     организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;
  •     принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;
  •     иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно — контрольной деятельности имеют право:

  •     беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  •     запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  •     изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  •     расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  •     предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  •     направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  •     выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  •     запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  •     составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
  •     выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  •     предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  •     принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Государственные инспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1)       истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2)       поступление в федеральную инспекцию труда:

  •     обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в срок заработной платы, других выплат, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  •     обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
  •     обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  •     запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

3)       наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора.

Общий порядок проведения проверочных мероприятий установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», действующем до 30.06.2021. Начиная с 01 июля 2021 года указанные правоотношения регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), определены Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Для проведения плановых проверок государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные Приказом Роструда от 01.02.2022 N 20

При проведении внеплановых проверок государственные инспекторы труда руководствуются Методическими рекомендациями по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденными Приказом Роструда от 21.03.2019 № 77.

 

Ответственность работодателя за несоблюдение требований охраны труда

В соответствии с действующим законодательством работодатель может быть привлечен к административной и уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда.

Административная ответственность работодателей установлена статьей 5.27.1. КоАП РФ

Часть статьи Содержание правонарушения Санкция
1 Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации Предупреждение или

наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 2000 до 5000 рублей;

на юридических лиц — от 50000 до 80000 рублей

2 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение Предупреждение или

наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10000 тысяч рублей;

на юридических лиц от 60000 до 80000 рублей

3 Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний Наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15000 до 25000 рублей;

на юридических лиц – от 110000 до 130000 рублей

4 Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты Наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20000 до 30000 рублей;

на юридических лиц — от 130000 до 150000 рублей

5 Повторное совершение аналогичного правонарушения Наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей или

дисквалификация на срок от 1 до 3 лет; н

а лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 40000 рублей или

административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей или

административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

 

Уголовная ответственность за несоблюдение требований охраны труда установлена статьей 143 УК РФ

Часть статьи Содержание правонарушения Санкция
1 Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека Штраф в размере до 400000 рублей или обязательные работы на срок от 180 до 240 часов или

исправительные работы на срок до 2 лет или

принудительные работы на срок до 1 года или

лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового

2 То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека

 

Принудительные работы на срок до 4 лет или

лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

3 То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц Принудительные работы на срок до 5 лет или

лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового