1. Введение
Список сокращений
| ДТП | — | дорожно-транспортное происшествие |
| МВД России | — | Министерство внутренних дел Российской Федерации |
| Минздрав России | — | Министерство здравоохранения Российской Федерации |
| МЧС России | — | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
| ОАО «РЖД» | — | Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» |
| СЛР | — | сердечно-легочная реанимация |
Вашему вниманию представляется учебное пособие для преподавателей первой помощи. Это пособие адресовано лицам, которые проводят, либо собираются проводить занятия по первой помощи. В соответствии с российским законодательством эти люди называются преподавателями, хотя они могут проводить не только полноценное обучение, но и краткие инструктажи (вследствие чего вернее называть их инструкторами). Однако профессия «инструктор первой помощи» в российском законодательстве не зафиксирована, поэтому общеупотребительным на сегодняшний день является словосочетание «преподаватель первой помощи».
Пособие состоит из двух основных частей. В первой части содержится информация об общих принципах проведения занятий по первой помощи. Учитывая, что такого рода занятия могут проводить разные категории преподавателей, эта информация носит максимально упрощенный характер и является рекомендованной практикой. Рекомендации основаны на аналогичных указаниях, используемых Всемирной организацией здравоохранения (курс TEACH-VIP), Европейским Советом по реанимации и Российским Национальным Советом по реанимации (курс базовой реанимации для провайдеров/BLS provider и для инструкторов/BLS instructor), Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (курс «Первая помощь»). Рекомендации включают в себя советы по организации и проведению лекционных и практических занятий по первой помощи, информацию о возможных проблемах при их проведении и путях их решения. Основной акцент этой части сделан на работе с взрослой аудиторией, поскольку именно такая аудитория может представлять сложности при обучении первой помощи. Во взрослых группах присутствуют люди с различным жизненным и профессиональным опытом, разного пола, возраста и т.п. Чтобы вовлечь их в активное взаимодействие с преподавателем во время обучения и добиться от них овладения знаниями и навыками в запланированном объеме, необходимо использовать определенные приемы, которые и описаны в первой части пособия.
Вторая часть пособия содержит примерную программу подготовки, одобренную Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», и планы проведения занятий по первой помощи. Планы представляют собой конспекты, используя которые преподаватель первой помощи может провести теоретическое и практическое занятие, посвященное тем или иным темам программы подготовки, выполнить контроль знаний и навыков, полученных обучающимися. Каждый план содержит информацию о необходимом оборудовании, структуре занятия и его содержании. Планы можно компоновать в соответствии с рабочей программой курса (подготовленной на основе приведенной примерной программы).
Учебное пособие содержит ряд приложений. В приложении № 1 приведена примерная программа дополнительного профессионального образования – повышения квалификации по подготовке преподавателей первой помощи, которая может быть использована для разработки рабочих программ в образовательных организациях. Примерная программа одобрена Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки».
