2.5 Федеральный государственный пожарный надзор
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении МЧС России, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий по осуществлению федерального государственного пожарного надзора.
Органами государственного пожарного надзора являются:
- структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- территориальные органы МЧС России в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им полномочий по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;
- территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право:
- беспрепятственно посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
- выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;
- вносить в органы государственной власти и местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по их предотвращению;
- запрашивать и получать от организаций и граждан на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки;
- производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предметом проверки в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора являются:
- соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности;
- соответствие пожарно-технической продукции требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Периодичность проведения плановых проверок устанавливается Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.
Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется:
- решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) – при отнесении к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;
- решением главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) по месту нахождения объекта защиты – при отнесении к иным категориям риска.
Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска определены в Приложении к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.
Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
Категория риска объекта защиты | Периодичность проведения плановых проверок |
Категория чрезвычайно высокого риска | 1 раз в год |
Категория высокого риска | 1 раз в 2 года |
Категория значительного риска | 1 раз в 3 года |
Категория среднего риска | не чаще 1 раза в 5 лет |
Категория умеренного риска | не чаще 1 раза в 6 лет |
Категория низкого риска | не проводятся |
При проведении плановых проверок должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов), а предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Проверочные листы, используемые должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, утверждены Приказом МЧС России от 17 февраля 2021 г. № 88
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
2) наличие решения органа государственной власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
3) поступление в орган государственного пожарного надзора:
- сведений от организаций или граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
- обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из средств массовой информации о нарушении требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу организаций и граждан, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора.